МЕНЮ
МЕНЮ
На фотослужбе Ее Величества:
как создавать королевский контент
Каково это почти двадцать лет снимать визуальную историю одной-единственной и едва ли не самой известной семьи мира? Уникальный опыт королевского фотографа Getty Images Криса Джексона – в спецпроекте MBR
ТЕКСТ: Анна Давыдова
Иногда один-единственный снимок может рассказать историю намного интереснее, глубже и ярче, чем тысячи слов печатного или закадрового текста. Более того – передать не просто информацию, но и ощущение момента, чувство сопричастности событию, происходящему прямо сейчас в любой точке мира или происходившему в прошлом. Наш специальный проект «Истории, которые меняют мир» в партнерстве с Global Images Ukraine – украинским представительством крупнейшей цифровой медиаплатформы Getty Images – именно об этом. О правдивых историях без ретуши и фальши. О людях – таких, каковы они есть. О событиях, которые привлекают всеобщее внимание. Одним словом: обо всем, о чем никак не рассказать без качественных и легальных изображений – важнейшего инструмента визуального сторителлинга. Такие снимки – ключи от дверей ко вниманию и сердцу аудитории. И Getty Images помогает эти ключи подобрать.
«Ежегодно мы снимаем свыше 160 тыс. мероприятий, и не будет преувеличением сказать, что события, связанные с британской королевской семьей, – своего рода бриллианты в нашей короне», говорит Лиза Мари Рэй (Lisa Marie Rae), Senior Director of entertainment and global video компании Getty Images.

Королевская семья – звезды из звезд: по словам Лизы Мари, за последние два десятилетия герцог и герцогиня Кембриджские (в миру – принц Уильям и Кейт Миддлтон) «побили» по числу загруженных в базу агентства снимков даже таких суперзнаменитостей, как Бейонсе и Дженнифер Лопес. Правда, в последние шесть лет они уступили лидерство другой королевской паре – герцогу и герцогине Сассекским (принцу Гарри и Меган Маркл). Интерес к последним подогрело рождение в прошлом году их первенца Арчи, а еще – «мегзит»: бунт венценосной пары против давления семьи и гнета королевских обязанностей не только стал кандидатом на внесение в словари английского языка в качестве нового слова, но еще и вывел Меган Маркл в ТОП-5 тем поиска в Getty Images. И это во времена пандемии, когда, казалось бы, всем вообще не до того! Впрочем, с этим «казалось бы» не все так просто, как кажется. «Следить за королевскими новостями в такие времена, как сейчас, – на самом деле своеобразное отвлечение и облегчение», – объясняет Лиза Мари удивительный интерес людей по всему миру к развлекательному премиальному контенту. Но как же такой контент создается?

Лучше всех об этом, пожалуй, знает Крис Джексон (Chris Jackson) – репортер редчайшей специализации, вот уже более 17 лет он – королевский фотограф Getty Images. «Когда смотришь на снимки королевской семьи, понимаешь, что они по-настоящему милые, получаешь заряд позитива. К концу любого дня в мире так много плохих новостей, а ты можешь быть частью чего-то приятного и радостного для всех, это очень и очень приятно», – говорит Джексон о том, в чем видит главную важность и ценность своей работы.

Если бы не пандемия, дел у него было бы невпроворот – на вторую половину лета у королевской семьи выпадает много знаменательных дат. В частности, день рождения герцогини Камиллы (17 июля), день рождения принца Джорджа (22 июля) и день рождения герцогини Меган – 4 августа. Но карантинным ограничениям покорны даже венценосные особы... Тем не менее даже во времена, когда пышные празднества неуместны, благодаря огромным архивам Getty Images можно вспомнить, какая она – современная сказка о принцессах и принцах. И получить удовольствие, любуясь ею на таких ярких, живых и креативных снимках Криса.
Крис Джексон со своей книгой о жизни королевского фотографа «Современная монархия» (Modern Monarchy)/Photo by David M. Benett/Getty Images
По образованию Крис – психолог, и, возможно, именно хорошие знания человеческой природы помогли ему стать со временем практически родным человеком для такой непростой семьи, как Виндзоры. Джексон признается, что всегда был «артистической натурой»: учась в университете, он все свободное время снимал, а собственный подвал превратил в темную комнату для проявки фотографий. Ну и после вуза целиком отдался этому делу. «Я начинал работать в Getty Images как помощник менеджера по продажам, но мечтал быть фотографом, – вспоминает Крис. – Постоянно снимал: после своих смен, по выходным. И вот наконец получил работу мечты – причем сразу взялся за разработку «королевской» ниши».

Если кажется, что снимать королей – значит все время посещать светские рауты и приемы на высшем уровне, то это далеко не так. Насколько далеко, Крис понял буквально сразу – после одной из своих первых «королевских» съемок, происходившей в Малави.
Изящная блондинка на фото – особа королевских кровей: Метте-Марит, кронпринцесса Норвегии, супруга наследника престола, кронпринца Хокона. Но как видите – ни короны, ни балов, ни пышного платья. Вместо этого – бесконечные встречи с обездоленными и визиты в клиники, переполненные ВИЧ-позитивными и больными СПИДом людьми. И на них Крис неотступно следовал за принцессой, ведь обязанность королевского фотографа – быть там, где его «суверен».

Джексон все больше и больше занимался королевскими съемками. «А со времени помолвки герцога и герцогини Кембриджских (ноябрь 2010 года. MBR) это превратилось в интересную работу на полный день», – говорит он
С помолвки Уильяма и Кэтрин Крис Джексон окончательно перешел в статус королевского фотографа / Photo by Chris Jackson/Getty Images
Сапфир в окружении бриллиантов – знаменитое помолвочное кольцо, которое перешло к Кэтрин «в наследство» от принцессы Дианы, матери принца Уильяма / Photo by Chris Jackson/Getty Images
Две пары – одно кольцо. Диана и Чарльз: Photo by Tim Graham Photo Library via Getty Images. Кэтрин и Уильям: Photo by Chris Jackson/Getty Images
Но работа Криса Джексона не просто интересная, она еще и очень ответственная. «Фотографировать королевскую семью – совсем не то же самое, что снимать селебрити, ведь ты творишь историю», – подчеркивает он.

Так, к примеру, камера Криса вписала в историю одну из первых «общедоступных» страниц совместной жизни принца Гарри и Меган Маркл. «Именно я представил миру Меган!» – гордо говорит Джексон, имея в виду снимки, сделанные им в сентябре 2017 года, когда Маркл присоединилась к принцу во время его официального визита на Игры непобежденных (Invictus Games) в Торонто – международные спортивные соревнования бывших и действующих военных, ставших инвалидами, проводимые в разных странах с 2014 года по инициативе Гарри.
В мирное, «нековидное» время жизнь королевского фотографа целиком и полностью подчинена расписанию венценосной семьи. Крис называет Виндзоров «созданиями привычки»: «Есть королевское расписание – определенные, очень традиционные события, происходящие каждый год в одно и то же время. И ты знаешь, что, как, когда и где будет». Но, несмотря на всю эту предсказуемость, жизнь королевского фотографа – на самом деле жизнь на чемоданах. Королевская семья постоянно в разъездах, и Джексон неотступно следует за ней по миру. «Подготовка – ключ к любому королевскому появлению на публике. Нельзя сделать снимок, если ты «не там». И нельзя сделать хороший кадр, если ты не приехал заранее, – рассказывает Крис. – Путешествия – основная часть моей работы. За эти годы я много поездил по миру: от Галапагосских островов до Папуа – Новой Гвинеи, Японии, Соломоновых островов, Арктики и многих других мест. Обычно стараюсь быть на месте за несколько часов до того, как там появится королевская особа, – чтобы изучить локацию, маршруты, поговорить с официальными лицами и убедиться, что я полностью осведомлен о «хореографии» события».
«Это одна из лучших работ в мире с точки зрения встречи с интересными людьми, – признается Крис. – И я сейчас не только о селебрити. Мне очень повезло». Хотя есть и подводные камни. «Королевский график и ваш личный график часто противоречат друг другу: к примеру, нужно отправляться в официальное турне, и в это же время происходит свадьба ваших друзей, – рассказывает Джексон. – А еще спина… Это физически тяжелая работа – постоянно нужно носить самому кучу оборудования, потому однажды неминуемо начинаются проблемы. Ты едва можешь ходить, и нужно найти себе хорошего остеопата».

Помимо королевского расписания жизнью фотографа Ее Величества также управляет «закон Мерфи». «Если что-то может сломаться, оно обязательно сломается. Так что необходимо быть готовым ко всему и все иметь про запас», – философски отмечает Крис. Самая-самая нужная вещь в поездках – это, по его мнению, сим-карты: «Снять фото – полдела, главное – оперативно переслать его в офис, к нашей невероятной команде редакторов, чтобы клиенты буквально сразу же имели доступ к контенту. Поэтому постоянно быть на связи – важнее всего. Часто у меня с собой несколько сим-карт: если с одной что-то не так, беру другую. А еще мастхэв в королевских поездках – вода и крем от загара». Действительно, Виндзоры почему-то регулярно посещают жаркие экзотические страны. И несложно себе представить, насколько это тяжело: носиться туда-сюда в +40 и выше за неугомонными королевскими особами, таская на себе кучу камер и объективов. Но, глядя на снимки Криса, понимаешь – оно того все-таки стоит!
Рассказывая о самых запомнившихся эпизодах поездок, Крис вспоминает случай на открытии центра для слонов в крупнейшем британском зоопарке Whipsnade: «Это было очень сюрреалистичное утро. Внезапно королева решила, что сама пойдет вперед и накормит азиатскую слониху по имени Донна (для справки: длина тела индийского слона – 5,5-6,4 м, хвоста – 1,2-1,5 м, самки этого вида весят в среднем 2,7 тонны. MBR). Все очень занервничали – особенно герцог Филипп. А королева улыбнулась герцогу, вытащила из кармана банан и предложила его Донне. Слониха осторожно протянула хобот и взяла фрукт. Это был незабываемый и в то же время очень смешной момент, а получившийся снимок – безусловно, один из самых необычных в моей коллекции!»
Вот она – поистине королевская отвага!/Photo by Chris Jackson/Getty Images
Но никакие поездки и слоны не сравнятся по эпичности с главными королевскими событиями – свадьбами! Крис Джексон снимал обе «свадьбы века»: сначала – принца Уильяма и Кейт Миддлтон, а затем – принца Гарри и Меган Маркл.

«Такие моменты «делают» мою работу, – признается фотограф. – Конечно, это невероятно давит – знать, что в этот же момент за этой же парой в прямом эфире наблюдают два миллиарда человек. Но это же огромная привилегия: ты прямо здесь, в первом ряду! И у тебя пара мгновений, чтобы словить ТОТ САМЫЙ кадр, которого не будет ни у кого больше. Однако важно понимать: события такого уровня – командная работа. У нас есть невероятная команда редакторов в Getty Images, за считаные секунды передававшая всему миру снимки, которые делали более 30 фотографов, включая меня. И настоящая честь – быть частью таких моментов. Эти лица будут жить в учебниках истории».
Свадьбу Уильяма и Кэтрин в прямом эфире по ТВ наблюдало 2 млрд человек в 180 странах мира/Photo by Chris Jackson/Getty Images
Венчание принца Гарри и Меган по оценкам телеэкспертов смотрели похуже, но все равно общемировая аудитория абсолютно точно перевалила за 1 млрд человек!/Photo by Jane Barlow/PA Images via Getty Images
Жизнь Криса Джексона уже почти 20 лет неразрывно связана с жизнью королевской семьи. Можно сказать, что в каком-то смысле он даже «породнился» с Виндзорами: его жена, Наташа Арчер (Natasha Archer) – стилист герцогини Кембриджской Кэтрин; но рассказывать подробности о своем браке, как и раскрывать специфику протокола королевской съемки и многие другие вещи, Джексон не имеет права – NDA.
Крис Джексон и Наташа Арчер/Photo by Karwai Tang/Getty Images
Такая близость к семье позволяет ему прочувствовать своих героев и делать снимки, по-настоящему раскрывающие их натуру, тонкости взаимоотношений. Как, к примеру, вот этот кадр идущих под дождем и лучащихся любовью Гарри и Меган, который в свое время буквально заполонил СМИ и соцсети.
«Это был идеальный момент – случай, который соединил все элементы снимка. Настоящая удача для любого фотографа!» – рассказывает Джексон об этом кадре/Photo by Chris Jackson/Getty Images
«Быть королевским фотографом – значит комбинировать формальные и неформальные снимки, документируя жизнь семьи целиком», – говорит Крис.

Впрочем, у него, королевского фотографа, есть королевский же конкурент в этом деле. Точнее, конкурентка. А именно – герцогиня Кэтрин: она фотограф-любитель, у которой притом получаются очень-очень неплохие снимки.
Улыбаемся – сейчас отсюда вылетит королевская птичка!/Photo by Chris Jackson/Getty Images
Но Джексон такой конкурентке только рад: «Герцогиня Кембриджская – увлеченный фотограф. Она сделала несколько прекрасных, естественных и живых снимков своих детей. Да и кто мог бы снять их лучше той, кто знает их ближе всех? Не думаю, что ей понадобятся какие-либо профессиональные советы от меня! Недавно герцогиня взяла на себя патронат Королевского фотографического общества – престижную должность, которую королева Елизавета II занимала 67 лет. И это не только прекрасный пример преемственности, а еще и выбора по душе, ведь такой патронат отражает ее настоящие увлечения и таланты».
Впрочем, снимки детей Кэтрин – принца Джорджа и принцессы Шарлотты, – сделанные Джексоном, тоже ну никак не назовешь неудачными!/Photo by Chris Jackson/Getty Images
Как Крису десятилетиями не надоедает снимать одних и тех же людей? «Дело в том, что все члены королевской семьи очень разные, – объясняет он. – И хорошо, что их так много. Наверное, если бы мне годами приходилось снимать только одного человека, я бы и вправду заскучал».

Хотя, кажется, он немного лукавит, ведь если бы этим одним человеком была Ее Величество – ну как тут заскучаешь! Только посмотрите, какой разной ее видел – и показывал миру – Крис за эти годы.
В общем, все могут короли – в том числе быть не иконами, а живыми, эмоциональными и порой очень смешными людьми. И задача королевского фотографа – уметь это увидеть и передать, чтобы давать людям позитивные эмоции и чуточку тех самых сказок о «королях-королевах из некоторого царства, некоторого государства», по которым мы все равно скучаем, даже давным-давно став взрослыми людьми.

А делают эту сказку былью высокие технологии и слаженная командная работа Getty. «За последние пару десятилетий в этом бизнесе произошли огромные изменения – в первую очередь технологические, – говорит Крис Джексон. – Сегодня люди ожидают увидеть снимки намного раньше, чем было принято когда-то. Это продиктовано нынешним 24-часовым циклом жизни новости – люди рассчитывают, что фотографии будут появляться у них буквально в режиме реального времени. И благодаря технологиям это действительно возможно: изображения сегодня пересылаются прямо из камеры. Я работаю с фантастической командой удаленных редакторов в Getty Images, которые в некоторых случаях могут передавать изображения по всему миру клиентам и СМИ за 30 секунд!» А еще редакторы Getty собирают все эти фото в удивительные архивы и коллекции, и благодаря им даже сейчас – в мире, что буквально замер и стал беден на яркие, позитивные визуальные события, – все равно можно рассказывать истории, которые увлекают и отвлекают. Как, надеемся, увлекли и отвлекли вас сейчас мы.
Текст: Анна Давыдова
Дизайн: Алексей Панов
Бильд-редактор: Андрей Полищук
Фотоматериалы: Getty Images
При подготовке текста использованы материалы::вебинар Behind the Lens Series: Royal Photographer Chris Jackson; Vogue; The Insider; Tatler
Литературные редакторы: Марина Дерская, Дарья Дерская
Редактор спецпроекта: Анна Давыдова