МЕНЮ
МЕНЮ
Шпион, который меня «закадрил»:
фотокамеры бондианы
К выходу 25-й части истории Бонда – Джеймса Бонда – вместе с Getty Images исследуем самые интересные девайсы для съемки, без которых шпионская деятельность агента 007 была бы куда менее эффективной
Библиотека крупнейшей цифровой медиаплатформы Getty Images, которую в Украине эксклюзивно представляет компания Global Images Ukraine, насчитывает свыше 415 млн единиц фото- и видеоконтента, созданного как мощными студиями и агентствами, так и авторами-фрилансерами. И думается, что если бы у агента 007, постоянно занятого спасением мира, было чуть больше свободного времени, то он бы и сам мог стать успешным фрилансером Getty, ведь крутая фото- и видеосъемка – даже в самых экстремальных обстоятельствах – одна из ключевых компетенций супершпиона. Не забудут о ней и в новом фильме «Не время умирать», стартовавшем в украинском прокате 30 сентября.
Кинотеатры всего мира ждут фанатов бондианы / Photo by Gabe Ginsberg/Getty Images
Будете в кино – обратите внимание на смартфоны Бонда и его коллеги, агента 00. Предыдущий фильм бондианы – «007: Спектр» (2015) – спровоцировал настоящую войну между производителями гаджетов для фото- и видеосъемки: говорят, что компания Samsung предлагала $5 млн гонорара и еще $50 млн на продвижение фильма за продакт-плейсмент одной из моделей Galaxy, а Sony – $18 млн за размещение смартфона Xperia Z4 (в итоге смартфон-звездой предпоследней на сегодня части бондианы стала Sony Xperia Z5, однако сумма сделки осталась неизвестной). А на этот раз в руки Бонда со товарищи попали смартфоны Nokia. В последние годы некогда суперпопулярный бренд откровенно сдал позиции на рынке, и позиционирование в качестве нового «бонд-смартфона» – попытка эту популярность вернуть.

К слову, по информации британского таблоида Mirror, новый фильм бондианы – рекордсмен по продакт-плейсменту: разные бренды, включая производителей фото- и видеотехники, вложили в размещение в нем 75 млн фунтов стерлингов (примерно $102,6 млн).
Дэниел Крейг на премьере «Не время умирать» / Photo by Tristan Fewings/Getty Images for EON Productions, Metro-Goldwyn-Mayer Studios, and Universal Pictures
Хорошо и наглядно о маркетинг-эффекте фильмов о Бонде сказал Дэррил Коллис, директор одного из ведущих британских агентств по продакт-плейсменту Seesaw Media: «Это клише, что Бонд – мужчина, с которым хочет быть каждая женщина и которым хочет быть каждый мужчина. Но с точки зрения маркетинга костюм Джеймса Бонда действительно значит больше, чем костюм Дэниела Крейга. Желание людей водить ту же машину, что и Бонд, пить то, что он пьет, и носить то, что он носит, невероятно. Я сам испытал эффект Бонда: в финале «007: Координаты «Скайфолл» Джеймс забирает в поместье Скайфолл старую куртку Barbour – и в реальности эти куртки сразу же распроданы. Они стоили в магазинах 400 фунтов стерлингов, но вскоре люди стали продавать их на Ebay за 2 тыс. фунтов. Я хорошо это запомнил, потому что и сам купил». Исходя из этого, легко понять, почему именно бондиану Nokia выбрала для своего «маркетингового возрождения», но… все пошло не по плану.

Вначале из-за смены режиссера (самоустранившегося Дэнни Бойла заменил Кэри Фукунага), а затем из-за пандемии COVID-19 выход фильма, изначально запланированный на ноябрь 2019 года, неоднократно переносился. В результате первая Nokia-звезда бондианы – модель 8.3 5G – морально устарела и состоянием на осень-2021 уже никак не соответствовала главной идее «у Бонда – только лучшее и современное». Пришлось переснимать некоторые сцены, а где это было невозможно – использовать компьютерные технологии замены изображения: и в «Не время умирать» появился новенький флагман Nokia XR20, оснащенный двухмодульной камерой (48 + 8 Мп) с фазовым автофокусом и двумя вспышками, с помощью которых агент 00 (Лашана Линч) активно шпионит в свежем рекламном ролике.
Но есть у Бонда фотогаджеты, над которыми время практически не властно, – фотоаппараты легендарных профильных брендов: таких как Leica.

История любви агента 007 и Leica тянется еще с 1959 года, с романа Яна Флеминга «Голдфингер». Точнее, с вот этого его фрагмента: «Бонд поднялся в свой номер, достал из чемодана фотоаппарат M3 Leica, экспонометр MC, фильтр K2 и держатель вспышки. Вставил вспышку в гнездо и зарядил пленку. Выйдя на балкон, он прикинул, где будет солнце в половине четвертого, вернулся в комнату и установил нужную выдержку. Сделав несколько пробных кадров, чтобы убедиться в исправности фотоаппарата, Бонд отложил его в сторону». Все эти приготовления спецагент делал для слежки за мультимиллионером Ауриком Голдфингером, главным антагонистом романа и одноименного фильма, вышедшего в 1964 году.

Первым экранным Бондом стал легендарный Шон Коннери: он снялся в первых пяти фильмах о секретном агенте. Помимо третьего, «Голдфингера», это «Доктор Ноу» (1962), «Из России с любовью» (1963), «Шаровая молния» (1965; на фото он как раз на съемках этого проекта) и «Живешь только дважды» (1967). Затем был перерыв, а в 1971-м Коннери вернулся к роли агента 007 – в фильме «Бриллианты навсегда» / Photo by Donaldson Collection/Michael Ochs Archives/Getty Images
Что ж, пожалуй, легендарная «лейка» – самая постоянная из всех «фотодевушек Бонда»: он ей, конечно, изменяет, но всегда возвращается. Вот и в новом фильме вернулся. Речь о модели 2019 года Leica Q2, которая стала самым дорогим компакт-фотоаппаратом на рынке. Даже спустя год после выхода ее средняя цена в мире была около $5-5,5 тыс., а сейчас в Украине камера в зависимости от модели стоит и того дороже: от 162 тыс. до 184 тыс. грн, то есть $6-7 тыс. Впрочем, за примерно те же деньги этой зимой можно было купить и настоящий эксклюзив – фотокамеры специальной бондовской серии Leica Q2 Daniel Craig x Greg Williams, дизайн которой был разработан брендом в коллаборации с исполнителем роли Джеймса Бонда и официальным Бонд-фотографом, работавшим на съемках «Умри, но не сейчас», «Казино «Рояль», «Квант милосердия», «007: Координаты «Скайфолл» и, конечно, «Не время умирать». Всего выпустили 750 таких фотокамер – каждая с персональным номером.
Засветились в «Не время умирать» и «простые» модификации: Leica M10 – в эпизоде в доме Бонда на Ямайке, и Leica Q2 – ее можно заметить в апартаментах агента Q. А еще для фильма выпустили уже совсем-совсем лимитированную модель Leica Q2 007 Edition: всего 250 камер к 25-му фильму – красивая игра цифр! Цена тоже красивая: около $8 тыс.
Еще один легендарный фотобренд, неразрывно связанный с Бондом, – Minox, пик массовой популярности которого пришелся на середину 1970-х, хотя спецагенты всех мастей полюбили его гораздо раньше. Компания занялась производством фототехники еще в 1937 году. А стала известна в первую очередь за счет своих миниатюрных – по-настоящему шпионских! – фотокамер: крохотных (по размерам меньше сигары, а по весу легче зажигалки) пленочных фотоаппаратов, обладающих способностью макрофокусировки. Камеры Minox привлекли внимание спецслужб США, Великобритании и Германии, а также большей части Восточного блока (Восточная Германия, Румыния). Во время Второй мировой Minox использовались как агентами разведки стран нацистского блока, так и альянтов. А более поздние модели были в ходу у шпионов вплоть до 1980-х годов, активно поучаствовав в холодной войне.
Естественно, что и в фильмах о супершпионе всех времен и народов Джеймсе Бонде тоже должен был быть Minox.
Вот эта малышка Minox B Subminiature, к примеру, засветилась в «Лицензии на убийство» (1989). А ее коллега Minox A IIIs ранее снялась в фильме «На секретной службе Ее Величества» (1969) / Photo by Smith Collection/Gado/Getty Images
Был у Бонда и Nikon. В частности – легендарная модель Nikon F: малоформатный однообъективный зеркальный фотоаппарат, ставший родоначальником одноименной линейки профессиональных камер Nikon, выпускавшийся с 1959 по 1974 годы.
Конечно, для агента 007 фотоаппарат усовершенствовали. Так, в фильме «Человек с золотым пистолетом» (1974) техник Q предоставляет Джеймсу Бонду – Роджеру Муру – модифицированный Nikon F. Внутри этой версии спрятана миниатюрная ракетная установка. При испытаниях в штаб-квартире МИ-6 «фотик» оказался способен проделать дыру в кирпичной стене / Photo by Albert Moote/Michael Ochs Archives/Getty Images
Вообще многофукнциональные гаджеты – одна из главных «фишек» Бонда. И фотоаппараты не исключение. В «Из России с любовью» (1963) у спецагента был настоящий чудо-гаджет по тем временам: диктофон и фотоаппарат «в одном флаконе» (правда, «флакон» был не самых карманных размеров – примерно с небольшой чемодан). В «Шаровой молнии» (1965) у него появилось еще одно чудо из чудес: фотоаппарат, позволявший снимать в полной темноте на инфракрасную пленку, сериями до 8 снимков. В «Виде на убийство» (1985) фантазия сценаристов зашла совсем далеко: они умудрились уместить пленочный (!) фотоаппарат в перстень. А в «Лицензии на убийство» (1989) в распоряжении МИ-6 оказался модифицированный Polaroid со… встроенным боевым лазером.

Кстати, фанаты бондианы не поленились и к премьере предыдущей части бондианы в 2015 году собрали все супергаджеты Бонда – включая, конечно, фото- и видеокамеры, – в вот такую впечатляющую подборку.
О том, как Джеймс Бонд стал ассоциироваться с эксклюзивными вещами высочайшего качества – и соответствующей цены, – хорошо сказала постоянный продюсер фильмов бондианы Барбара Брокколи: «Это началось с книг. Ян Флеминг очень подробно описывал все, чем пользуется Бонд, – будь то бокал вина, еда, которую он ест, машина, которую он ведет, или то, в какой костюм он одет. Так Бонд стал синонимом качественных товаров. Если ты думаешь, что завтра тебя может уже не быть в живых, ты хочешь получить все самое лучшее». Включая, конечно, лучшие снимки – именно такие, как можно найти в коллекциях Getty Images.
Текст: Анна Давыдова
Дизайн: Андрей Полищук
Фотоматериалы: Getty Images
Литературный редактор: Марина Дерская